• Язловец — город ренессанса часть 7

    Польская община отразила свою культуру в архитектуре сакральных сооружений. Первоначально костел Марии Магдалены стоял за пределами города на холме. Примерно 1548 в Язловце стал пробоща кс. Хшановский, который совершает литургию в деревянном костеле Марии Магдалени43. Уже в 1642 году отдано площадь с кладбищем каменном костелу, только костел Марии Магдалены с возвышенности был перенесен в миста44. В 1770 году пробощ Станислав Годуровський укрепил Скарпа костел, обвел кладбище забором, а пробоств полностью реставрував45. В описании недвижимого имущества костела Марии Магдалены 1805 указано его архитектурные особенности: "С четырьмя стенами, фундамент из твердого камня, от фацияты подпертый двумя контрфорсами. Он потолок из елочных досок, которые прибиты к густых грубых балок теперь уже сгнило. Во гонтовой крышей и еще в хорошем состоянии. В середине башенки, которая в завершении имеет железный крест, она покрыта белой железной бляхой, по причинам старого принятия может рухнуть. Внутри имеет деревянные алтари довольно прилично нарисованы.

    Вот самые дорогие машины мира, список самых крутых авто.

    Этот костел, как сейчас считаем, оцененный с захристию каменной, хорошей со сводом, с одним окном с железной решеткой. Дом и проживание ксендза священника, каменный в два этажа, с костелом поперечной стеной объединенный из твёрдого камня, под гонтовой крышей еще достаточно хорошим. В этой резиденции находится внизу жилая комната с востока с полом новой досками двоцаливкамы железными гвоздями прибита, двумя окнами новыми фаскованимы с деревянными ставнями на железных петлях. Здесь же два фаскованих новых дверей, на железных петлях, с французским замком простым, в этом покое является нагревательный пьец ново поставлен на средства нового священника, при этом покое является гардеробка, из которой выход имеет новые двери из елочных досок, на железных петлях с крюками железными для замыкания. Внутри комната имеет повала с хорошо возложенных досок, теперь полотняной новым потолком. В гардеробци только потолок деревянный. Сени в этот дом имеют каменное своды, из них кухонька с каменным камином, с цеи кухоньки каменная пекаренька с единственным окном, внутри имеет пекарский пьец новопоставленный, на продолжении комнатка для ксендза викария с новым пьец каменным, с одним тафльованим окном от улицы Армянской. На второй этаж лестница из тесаного камня на средства нынешнего пробоща, на том этаже одна комната для проживания с хорошим каменным пьец, с окнами двумя большими тафльованимы добрыми со ставнями на петлях железных, за счет настоящего пробоща. Гардеробка в эту комнату, наверху только под крышей, со стеной в крыши прилепленной. На проходе комната, приготовленная для штукатурки, с той комнаты спижарка с тафльованимы дверью на железных петлях, с защелкой и крышкой для замыкания, окно одно, тафльоване, хорошо разделено. (...) Вся эта резиденция, костел и конюшня есть обведены стеной, до полуночи улицы Армянской "46.

    Местоположение ренессансного костела в начале улицы Армянской удалось определить по карте фон Миґа и кадастровой картой. Даже после упадка костела и его разбора поныне территория храма и кладбища остаются застроенными.

    В конце XVI века на том же холме круг деревянного костела Марии Магдалены, выстроен величественный костел, который был консекрований под названием Вознесения Пресвятой Барышни Марии47. В 30-х годах ХХ века Управление консервации Львовского, Тернопольского и Станиславовского воеводств заводит учетную карточку памятника, где указано: "Язловец, костел под названием Вознесения Н. П.Марии, эпоха — 1590, стиль — поздняя готика, ренессанс, владелец — приход латинского вероисповедания. Объемы — план, продольный разрез, главный фасад М 1: 100. Этот костел построил в 1590 Николай Язловецкий, снятинский староста для оо. Доминиканцев. Вследствие определенных недоразумений в основополагающих акте стал он предметом горячих споров между законом и каменецким епископами, которые пытались поставить здесь пробоща со светского клира. В конце после неоднократных переходов от рук в руки и считанных приговоров костельных судов, перешел в 1639 к Доминиканцев, которые просуществовали здесь до 1788 до времени ликвидации австрийского правительства. Монахи переехали в Чертков, их имение продано, монастырь и костел превращен в военный склад. Только в 1824 выбил разрешение львовский архиепископ Анкович на переход костела в приход, что произошло только в 1830 В своей основе костел является величественной однонефная зданием, накрытым внутри плоским деревянным стропом с XIX в. Многостороннее окончания апсиды имеет позднеготического свода. От фронта стоит мощная четырехсторонняя башня, напоминающая в верхнем ярусе колокольни армянской кафедры во Львове. Оборонительный характер придают костелу две пивколисти башни, прилегающих к нави, творя будто трансепт святыни. К апсиде примыкает с северной стороны засклеплена Захристия. На фасадах привлекают внимание боковой замечательный пизньоренесансовий портал и скромнее при главном входе. Внешнее упорядочения с XIX в. В передсинку скромный надгробие Николая Гомулка, перенесенный сюда с кладбища. Костел окружает вокруг каменная ограда "48. К сожалению, художественные произведения подоминиканського костела до сих неизвестны. О них сохранились лишь отдельные заметки — в 1931 году сделана запись о знищенисть памьяткових каменных скульптур в Язливци49; в 1931 году были сняты и отправлены Памятка скульптуры из костелов в Жидачове, Бережанах и Язловце к Диецезального музея в Львови50.