• Язловец — город ренессанса часть 8

    Сооружение монастыря — потеряна, однако известно, что в 1642 году доминиканцы начали строить новый монастырь на два поверхи51. Учитывая датировку можем считать, что это была уникальная ренесансова достопримечательность.

    Еврейская община влияла на торговый развитие города и была настолько богатой, что выстроила для себя величественный «дом собрания». Синагога в Язловце располагалась в северной части города. Сведения о ее архитектуру записаны в регистрационной карточке достопримечательности, которую заполнили в 1935 году. В это время учет памятников начало Управление консервации Львовского, Тернопольского и Станиславовского воеводств. В карточке было записано: «Язловец, божница, XVI / XVII в., Стиль ренессанс, владелец — гмина еврейского вероисповедания, регистрационный номер 42. Объемы — план, 4 разреза, 2 фасада 1: 100» 52. Также представлены лаконичную справку о объемно-пространственную структуру сооружения: типичный уклад польской ренессансного синагоги, которая состоит из четырехстороннего помещения предназначенного для мужчин, молящихся, а также со стороны пристроенной галереи для женщин.

    Вам нужны новые и недорогие джинсы? Советую купить женские джинсы в интернет магазине украина mega-jeans.com.ua

    Выдержанный в гладких и широких плоскостях фасад имеет строгие и монументальные черты. Стоит подчеркнуть замечательный, немного поврежден портал, в орнаменте которого, без сомнения, ощутимые влияния востока. Во время Первой мировой войны божница горела. В 1929 году ее покрыли новым жестяной крышей, закрывая первичный гонтовую крышу. Одновременно были несколько повышены стены синагоги, с сохранением первичной пределы стен соответствующим отступлением. В последующие годы отстроен своды по системе Рабица. Интерьер вместе с ценным каменным алтарем остается до сих пор в руини53.

    Удивительным акцентом памятника был ренесансовий портал главного входа (рис. 1). Богатая декорация, мастерская пропорциональна композиция и сходство с рядом других порталов в Язловце свидетельствуют, что мастера-резчики прошли обучение в высококачественной школе, создали неповторимую Язловецкого школу ренессансного резьбы. Скромнее также искусно резной Арон Гакодеш отличается стилистикой от входного портала. Во время Второй мировой войны памятник был разрушен. Сегодня на ее месте пустота. Еврейское кладбище располагался за городом и сохранил несколько примеров уникальных резных ренесансових мацеб.

    Административное управление также присоединилось к формированию образа города. Архитектура Язловецкой ратуши, построенной в ХVII веке, до сих остается неясным. Впервые ратуша упоминается при разделении Язловецкой владения между наследниками Анны с Язловецкого Чуриловой. В 1641 году были заакцентовани дела, связанные с ремонтом стен города «мещанам на ремонт стен ворот и башен нужно дать материяли по налогам ратуши» 54. Учитывая торговое значение города и его экономический потенциял, можно утверждать, что ренесансова ратуша в Язловце имела уникальное архитектурное решение — была сложной в планировании, двухэтажной, с склепинчатим перекрытием, фасады украшались каменными резными карнизами, оконными и дверными обрамлениями. Определенная часть ренессансного ратуши наполнялась весами и другими мелкими эталонами степени, что было связано с торговой спецификой Язловца. Во время турецкой оккупации ратуша превращается в руину и, возможно, полностью разбирается. Город находится без административного здания вплоть до 1712 года, когда Ян Александр Конецпольского выдает привилегию городу и указывает, что «здание ратуши на проведение судов, если даст Бог, город поставе, он будет свободным от любого замкового налога» 55.

    Традиция эталонов меры, потерянная во время турецкой оккупации, была возрождена в 1730-х годах, когда ввели одинаковую меру и вес в соответствии с городской устави56 (рис. 2). О градостроительное расположение ратуши упомянуто в актах Язловецкого 1765: «Ратуша была на еврейском месте» 57. Пользуясь кадастровой картой Язловца, панорамой города 1900, выполненной Михаилом Созанского и упоминанием о расположении ратуши удалось идентифицировать не только ее место, но и архитектурный образ состоянию на начало ХХ века (рис. 3). Найденный образ ратуши свидетельствует, что она имела два этапа строительства: первый этап — начало XVII века, второй этап (восстановление после турецкой оккупации) — середина XVIИI века. Главным архитектурным акцентом здания был барочный фронтон, вероятно с отделкой. Большое количество окон указывала, что в прошлом памятник играла важную административную роль в жизни Язловца. Угловая ворота типологически уподоблялась с жилой застройкой города.