• Работа с одаренными и творческими детьми в процессе изучения географии

    Центром концепции развития учебных заведений нового типа является творческая личность, индивидуальная работа с одаренными детьми, которые отличаются, прежде всего, повышенным уровнем умственного развития. Они резко выделяются в среде сверстников высоким интеллектом, является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания. Благодаря определенным особенностям поведения, умению абстрагировать, задавать интересующие вопросы, делать выводы, одаренные дети привлекают к себе внимание.

    Выдающийся психолог Н. С. Лейтес предлагает разделить способных детей на три категории:

    I — дети с ранним «подъемом интеллекта» (рано начинают читать, писать в 3 — 4 года. Затем увлекаются одной отраслью и делают значительные успехи в ней. У них остается желание к умственной нагрузки);

    II — дети с яркими проявлениями способностей к отдельным видам деятельности и предметов (как правило, имеют общий уровень интеллекта, но особый склонность к определенному предмету, к определенному виду деятельности);

    обмен электронных валют

    III — дети с потенциальными признаками одаренности (не опережают своих сверстников по общим развитием, но отличаются особым своеобразием умственной работы, которая указывает на их неординарные способности. Это своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности взглядов по различным вопросам. Обычно, высоких результатов такие дети достигают, если имеют благоприятные условия развития).

    Исследователи утверждают, что одаренные и талантливые дети обладают всем необходимым для достижения жизненного успеха. Вместе с тем, если таких школьников оставить одних на себя, то они не развивают до максимального уровня унаследованный потенциал . Практика показывает, что от одаренных детей ожидают исключительных успехов в определенных отраслях. Большинство людей даже не может смириться с тем, что одаренные интеллектуалы могут быть обычными индивидами в других областях человеческой деятельности. Такими же являются ожидания учителей и в моральной плоскости поведения одаренных. Педагоги нередко ставят их в пример для других, используется в качестве своего влияния на поведение ученического коллектива. Учителя часто поручают одаренным функции своих помощников. Ученический коллектив не против этого, но требует ответов на все вопросы без каких-либо поблажек. К тому же часто возникает подозрение, что одаренные сознательно запутывают обычных детей, на самом деле они не могут учить других тому, что им легко дается.

    Довольно часто основные особенности одаренных детей проявляются и при взаимодействии с учителями. Своими репликами и вопросами, замечаниями и ответами такие дети время «загоняют учителя в тупик». Неуверенные в себе учителя, которые имеют отрицательную самооценку, довольно часто страдают от этого, пытаются «поставить на место», «срезать такого ребенка». Очень часто учителя переносят на детей свои личные проблемы. Недостаточная личная эмоциональное равновесие и стабильность воспринимается ими как «невоспитанность» детей, с которыми они работают.

    Поэтому и возникают проблемы в общении, а причину искать нужно в учителю. Учитель, работая с одаренными и творческими детьми должен иметь высокий уровень интеллекта, основательную профессиональную подготовку, эмоциональную стабильность, быть доброжелательным и отзывчивым.

    Творческая одаренность рассматривается учеными как индивидуальный, творческий, мотивационный и социальный потенциал, что дает возможность получить высокие результаты в любой сфере деятельности. Усовершенствовать учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми, дать им основательные прочные знания, вооружить их практическим пониманием основ географических наук помогает, прежде всего, периодичность проведения олимпиад по основам наук, конкурсов-защит научно-исследовательских работ, КВН, турниров, викторин и тому подобное.