• Пути повышения конкурентоспособности предприятий в современных условиях хозяйствования часть 2

    Необходимо отличать понятие «монопольная власть» и «экономическая власть». Если монопольную власть мы определяем как степень практического контроля фирмы над ценой собственного товара, то экономическая власть — это максимальная монопольная власть фирмы в каждый конкретный отрезок времени, то есть это потенциал реализации монопольной власти. Когда фирма максимизирует использование монопольной власти, то она достигает своей экономической власти. Это происходит очень редко в реальных условиях, поэтому фирма почти всегда имеет запас экономической власти, можно было бы реализовать .

    Предположим, что предприятие действует в условиях, максимально приближенных к совершенно конкурентным.
    https://dozprom.ru/dozatory/dlya-zhidkikh/

    Каким образом оно может увеличить свою рыночную власть, ведь при конкуренции она приближается к нулю? Корректно шаг — это акцентирование уникальности товара . Оно может проявляться как в убеждении потребителей в неповторимости качественных характеристик собственного товара с помощью рекламы, так и в изменении самого товара или формы его представления (вступает в игру R & D) — упаковка, сеть распределения, скидки и тому подобное. Такой метод имеет объективные пределы применения: его можно использовать, например, при производстве високостандартизованих товаров (стальной прокат) или в некоторых подотраслях пищевой промышленности (свежее молоко, зерно). Такой вид неценовой конкуренции наиболее широко применяется украинскими производителями, но достаточно затратным, как и во всем мире.

    Первоисточником монопольного положения есть эксклюзивные права, оказываются в существовании патентов на товар или на его отдельные части; лицензий на определенный вид деятельности, в которых обычно оговорены конкретные территории, где разрешено эту деятельность. Исключительные права могут быть неподкрепленными каким-то особым договором, а лежат в плоскости более удобного доступа к одному из видов сырья или благоприятности условий получения кредита; в такой ситуации играет роль репутация фирмы, опыт ее деятельности в определенной области, надежность сотрудничества с контрагентами. Иногда барьер образует сам процесс производства, когда успеха может достичь только предприятие, действующее в больших масштабах, привлекает значительные капитальные ресурсы. Разновидностью барьеров является вертикальная интеграция, когда фирма объединяет эффективное производство с эффективным сбытом продукции, предупреждая т. Н. «Двойную маржинализацию». Особенностью такого метода увеличения рыночной власти является то, что создаются препятствия на пути вступления новых соперников к определенному рынка на отдельный отрезок времени, т. е. избегается потенциальная конкуренция .

    Для создания и закрепления вышеуказанных барьеров в транзитивной экономике Украины сложилась достаточно благоприятная ситуация: динамичность юридической базы можно использовать в свою пользу; наличие коррупции, возложение на личные связи, имеют корни еще в командно-административной системе, образуют нерыночные барьеры; вертикально интегрированные организации, ранее имевшие министерское подчинение, всеми силами препятствуют собственной реструктуризации и мешают успешной демонополизации национального хозяйства.