• Цель налогового контроля

    Цель налогового контроля — обеспечение реализации налоговой политики государства. Вспомним, что налоговая политика государства имеет целью стимулирования развития экономики, обеспечения общественных потребностей, справедливое распределение валового продукта. Тогда будет вполне логично сделать вывод, что организация налогового контроля должна обеспечивать реализацию этих задач. В частности, это означает, что налоговый контроль не может сводиться к проведению как можно большего количества выездных проверок и максимизации суммы штрафов. К сожалению, сейчас под давлением необходимости наполнения бюджета среди задач налоговиков приоритетными являются чисто фискальные. С другой стороны, отсутствие должного анализа макроэкономической эффективности налогового контроля и налоговой политики приводит к значительным потерям бюджета за необоснованные льготы, которые не дают должной отдачи.

    подушка для беременных зеленоград

    Не все направления налогового аудита и контроля имеют отраслевую специфику. Такие функции налогового контроля, как регистрация и учет налогоплательщиков, учет налогов и других обязательных сборов, организация выездной проверки и оформления ее результатов, массово-разъяснительная работа, не зависящие от отраслевой принадлежности налогоплательщиков (хотя и могут иметь особенности в зависимости от масштабов деятельности или организационной структуры). Формирование базы данных о плательщиках налогов также не является отраслевым, хотя и должно давать возможность получить выборку по предприятиям одной отрасли. Но главная функция налогового контроля — проведение документальных проверок или налоговый аудит имеет ярко выраженную отраслевую специфику.

    Прежде чем перейти к обоснованию необходимости организации налогового аудита в разрезе отраслей, уточним понятие отрасли и вида деятельности.

    Традиционно экономическая деятельность классифицировалась по отраслям и подотраслям, причем под отраслью понималась совокупность предприятий, выпускающих аналогичную по назначению и близкую конструкционно продукцию, имеют сходную структуру основных средств и трудовых ресурсов, схожие технологические процессы. В составе области могли выделяться подотрасли, а области объединялись в народнохозяйственные комплексы. Отраслевая классификация (Общий классификатор отраслей народного хозяйства — ОКОНХ), которая использовалась в Украине до 2001 г..., Была унаследована от времен Советского Союза и отражала в основном организации управления экономикой тех времен. Каждая отрасль и комплекс находились под управлением соответствующего министерства. Кроме того, такая классификация позволяла проводить сравнительный отраслевой анализ, поскольку выделяло группу предприятий, находившихся примерно в одинаковых условиях. Итак, в ней использовался такой критерий классификации, как сфера деятельности.

    С 2001 года в статистике, а затем и в практике ГНА, начала использоваться классификация по видам экономической деятельности.