• Язловец — город ренессанса часть 7

    Польская община отразила свою культуру в архитектуре сакральных сооружений. Первоначально костел Марии Магдалены стоял за пределами города на холме. Примерно 1548 в Язловце стал пробоща кс. Хшановский, который совершает литургию в деревянном костеле Марии Магдалени43. Уже в 1642 году отдано площадь с кладбищем каменном костелу, только костел Марии Магдалены с возвышенности был перенесен в миста44. В 1770 году пробощ Станислав Годуровський укрепил Скарпа костел, обвел кладбище забором, а пробоств полностью реставрував45. В описании недвижимого имущества костела Марии Магдалены 1805 указано его архитектурные особенности: "С четырьмя стенами, фундамент из твердого камня, от фацияты подпертый двумя контрфорсами. Он потолок из елочных досок, которые прибиты к густых грубых балок теперь уже сгнило. Во гонтовой крышей и еще в хорошем состоянии. В середине башенки, которая в завершении имеет железный крест, она покрыта белой железной бляхой, по причинам старого принятия может рухнуть. Внутри имеет деревянные алтари довольно прилично нарисованы. Этот костел, как сейчас считаем, оцененный с захристию каменной, хорошей со сводом, с одним окном с железной решеткой. Дом и проживание ксендза священника, каменный в два этажа, с костелом поперечной стеной объединенный из твёрдого камня, под гонтовой крышей еще достаточно хорошим. В этой резиденции находится внизу жилая комната с востока с полом новой досками двоцаливкамы железными гвоздями прибита, двумя окнами новыми фаскованимы с деревянными ставнями на железных петлях. Здесь же два фаскованих новых дверей, на железных петлях, с французским замком простым, в этом покое является нагревательный пьец ново поставлен на средства нового священника, при этом покое является гардеробка, из которой выход имеет новые двери из елочных досок, на железных петлях с крюками железными для замыкания. Внутри комната имеет повала с хорошо возложенных досок, теперь полотняной новым потолком. В гардеробци только потолок деревянный. Сени в этот дом имеют каменное своды, из них кухонька с каменным камином, с цеи кухоньки каменная пекаренька с единственным окном, внутри имеет пекарский пьец новопоставленный, на продолжении комнатка для ксендза викария с новым пьец каменным, с одним тафльованим окном от улицы Армянской. На второй этаж лестница из тесаного камня на средства нынешнего пробоща, на том этаже одна комната для проживания с хорошим каменным пьец, с окнами двумя большими тафльованимы добрыми со ставнями на петлях железных, за счет настоящего пробоща. Гардеробка в эту комнату, наверху только под крышей, со стеной в крыши прилепленной. На проходе комната, приготовленная для штукатурки, с той комнаты спижарка с тафльованимы дверью на железных петлях, с защелкой и крышкой для замыкания, окно одно, тафльоване, хорошо разделено. (...) Вся эта резиденция, костел и конюшня есть обведены стеной, до полуночи улицы Армянской "46.


    Играть Бесплатно в КриптоКотята

    Местоположение ренессансного костела в начале улицы Армянской удалось определить по карте фон Миґа и кадастровой картой. Даже после упадка костела и его разбора поныне территория храма и кладбища остаются застроенными.

    В конце XVI века на том же холме круг деревянного костела Марии Магдалены, выстроен величественный костел, который был консекрований под названием Вознесения Пресвятой Барышни Марии47. В 30-х годах ХХ века Управление консервации Львовского, Тернопольского и Станиславовского воеводств заводит учетную карточку памятника, где указано: "Язловец, костел под названием Вознесения Н. П.Марии, эпоха — 1590, стиль — поздняя готика, ренессанс, владелец — приход латинского вероисповедания. Объемы — план, продольный разрез, главный фасад М 1: 100. Этот костел построил в 1590 Николай Язловецкий, снятинский староста для оо. Доминиканцев. Вследствие определенных недоразумений в основополагающих акте стал он предметом горячих споров между законом и каменецким епископами, которые пытались поставить здесь пробоща со светского клира. В конце после неоднократных переходов от рук в руки и считанных приговоров костельных судов, перешел в 1639 к Доминиканцев, которые просуществовали здесь до 1788 до времени ликвидации австрийского правительства. Монахи переехали в Чертков, их имение продано, монастырь и костел превращен в военный склад. Только в 1824 выбил разрешение львовский архиепископ Анкович на переход костела в приход, что произошло только в 1830 В своей основе костел является величественной однонефная зданием, накрытым внутри плоским деревянным стропом с XIX в. Многостороннее окончания апсиды имеет позднеготического свода. От фронта стоит мощная четырехсторонняя башня, напоминающая в верхнем ярусе колокольни армянской кафедры во Львове. Оборонительный характер придают костелу две пивколисти башни, прилегающих к нави, творя будто трансепт святыни. К апсиде примыкает с северной стороны засклеплена Захристия. На фасадах привлекают внимание боковой замечательный пизньоренесансовий портал и скромнее при главном входе. Внешнее упорядочения с XIX в. В передсинку скромный надгробие Николая Гомулка, перенесенный сюда с кладбища. Костел окружает вокруг каменная ограда "48. К сожалению, художественные произведения подоминиканського костела до сих неизвестны. О них сохранились лишь отдельные заметки — в 1931 году сделана запись о знищенисть памьяткових каменных скульптур в Язливци49; в 1931 году были сняты и отправлены Памятка скульптуры из костелов в Жидачове, Бережанах и Язловце к Диецезального музея в Львови50.