• Экономические и политические перемены в странах балтии в 1990-х, нач. 2000-х гг часть 6

    На вступление в НАТО официально подали заявки все страны Балтии. Начиная с 1992г. Они участвуют в работе консультационного форума Западноевропейского союза, а с 1994 г... Стали его ассоциированными партнерами; постоянно растет их участие в программе «Партнерство ради мира».

    Интеграционные процессы между тремя прибалтийскими странами ощутимо проявились в военной сфере. По решению, принятому 5-й сессией Балтийской ассамблеи, с ноября 1994 здесь начал действовать оборонительный союз, сделаны первые шаги в направлении объединения вооруженных сил трех государств в единую систему, а именно:

    — Созданы совместные военные подразделения, в частности миротворческий батальон «Балтбат», ответственность за подготовку которого возложен на Латвию, а также соединение минных тральщиков «Балтрон» и подразделения контроля за воздушным пространством (BASCC) — ответственность за их деятельность возложена соответственно на Эстонию и Литву. В дальнейшем планируется организовать единую Балтийскую систему управления воздушным движением (ВALTNET);


    остекление балконов и лоджий в Перми по низким ценам

    — Объединены усилия в практической реализации программы «Партнерство ради мира» (модернизация элементов военной структуры, консультации по вопросам военного строительства, организация пограничной службы, учебы военнослужащих в военных заведениях западных стран и т. д.);

    — Проведены совместные военные учения (в апреле 1996 маневры «Янтарная долина» проводились на полигонах литовской мотопехотной бригады «Железный волк»; в июле того же года — учения подразделений стран Балтии и ВС США на латвийском полигоне Адажи вблизи Риги; в начале сентября 1996 — совместные учения ВМС Латвии и Германии по поиску и ликвидации морских мин в Рижском заливе; регулярные учения «Балтбату» — «Baltic Trainer-1 и 2», «Baltic Trail-1 и 2», у 1997г. — оперативно тактических учения ВС Балтии, «Павасаре-веяс-98» — 23-27 марта 1998);

    — Военное сотрудничество со странами Северной Европы, осуществляющих в отношении стран Балтии так называемую политику мягкой безопасности. Предполагается постоянное увеличение участия прибалтийских стран в различных формах сотрудничества, в частности в вопросах ядерной и экологической безопасности, торгово-экономического, трансграничного и таможенного сотрудничества, борьбы с нелегальной миграцией и организованной преступностью. Словом, сфера межгосударственных взаимоотношений предусматривает создание эффективных региональных механизмов предупреждения Не столько военных действий, сколько новых вызовов и угроз. По инициативе Норвегии для координации усилий стран Северной Европы создан специальный орган, который рассматривает вопрос помощи Литве, Латвии и Эстонии в организации их системы обороны. Этот орган получил название «Балтсеа». Такую же цель преследует Дания, которая провела В 1997г. Заседание так называемой Копенгагенской группы и постоянно поощряет ее деятельность. Одобрение и поддержка балтийских оборонных проектов странами Северной Европы находят проявление и в таких акциях:

    финансирование модернизации оборонных систем Латвии, Литвы и Эстонии (в 1998. Дания, например, предоставила этим странам финансовую помощь в размере 13 млн долл. США, а В 1999г. — в эту сумму добавлено еще 2500000 долл.);

    подготовка военных (в Норвегии проводился обучение эстонского подразделения «Балтбату», а рота эстонских ВС побывала в норвежском миротворческом батальоне «Норбат», который несет службу в Ливане. В Норвегии проходят обучение экипажи кораблей «Балтрону» );

    лоббирование практического участия стран Балтии в работе натовских структур (датский министр обороны Х. Хеккеруп, например, отстаивает участие трех прибалтийских стран в работе командования ОВС НАТО в зоне Балтийских заливов — КОМБАЛТАП, расположенного в датском городе Каруп).

    Таким образом, страны Балтии, не попав в первую волну кандидатов на вступление в НАТО, нашли определенные механизмы сотрудничества со странами-членами Североатлантического альянса. Они не теряют надежды на положительное решение этого вопроса в будущем, а их опыт экономической и военно-политической интеграции с учетом специфики отношений в треугольнике Россия — НАТО — страны Балтии представляет определенную ценность для Украины и других стран-членов ГУУАМ.

    В этом контексте новый смысл приобретает идея балто-черноморского сотрудничества, активным участником которого планирует стать Польша. Как справедливо отметил первый заместитель министра иностранных дел Украины Е. Бершеда, «экономическим стержнем этого сотрудничества Севера и Юга в середине Европы служит проект транспортировки каспийских энергоносителей через Украину, что позволяет повысить степень диверсификации энергообеспечения европейских стран и возродить древний путь» из варяг в греки " .

    Свидетельством актуальности вопросы обеспечения межрегионального сотрудничества черноморских и балтийских стран стало проведение по является предложением Президента Украины Л. Кучмы конференции «Балто-Черноморское сотрудничество: к интегрированной Европы XXI века без разделительных линий». Состоялась она в Ялте в первой половине сентября и определила новые возможности сотрудничества стран Балтии и Черноморья, способствовала формированию совместных подходов к участию в процессах интеграции Европы XXI века. Гостями Леонида Кучмы были президенты: Азербайджана — Гейдар Алиев, Болгарии — Петр Стоянов, Армении — Роберт Кочерян, Грузии — Эдуард Шеварднадзе, Эстонии — Леннарт Мери, Латвии — Вайра Вике-Фрейберга, Литвы — Валдас Адамкус, Молдовы — Петру Лучински, Польше — Александр Квасьневский, Румынии — Эмиль Константинеску, Словакии — Рудольф Шустер, Венгрии — Арпад Генц и Финляндии — Марти Ахтисаари. Президенты Чехии — Вацлав Гавел и Турции — Сулейман Демирель не смогли приехать в Ялту по уважительным причинам.