• Функционально-территориальные особенности организации общественно-географической педагогической и научной деятельности в украине часть 2

    Локальными центрами общественно-географической деятельности (или центрами второго порядка) являются преимущественно средние города с педагогическими университетами, где есть специальные или общегеографическим кафедры, готовящие учителей географии. Сейчас в Украине есть 15 таких локальных центров.

    Пунктам общественно-географической деятельности условно можно отнести педагогические училища, которые готовят учителей с природо — и обществознания. В Украине сейчас есть 23 таких пункта. Они размещены преимущественно в районных центрах.

    В процессе обработки анкетной статистической информации были поставлены следующие задачи: установить общую численность специалистов по общественной географии высшей квалификации в разрезе городских поселений, в которых находятся учебные и научные учреждения, определить соотношение педагогов и ученых (сложность такого определения объясняется тем, что часто научная и педагогическая деятельность сочетаются); выявить особенности структуры и размещения главных направлений подготовки современных общественно-географических кадров в вузах; показать современную структуру и размещение (пространственную локализацию) главных, новых и традиционных направлений научно-исследовательской деятельности; выявить территориальные различия в финансировании науки вообще и общественной географии в частности.


    купить бейсболки

    Анализ направленной анкетной информации показал, что по состоянию на 1 января 2006 в Украине среди специалистов по общественной географии везде, за исключением Киевского узла, преобладала учебно-методическая функция, то есть подготовка кадров для нужд хозяйства, науки, образования и культуры в вузе. Соотношение педагогов и ученых в области общественной географии составил 2,2: 1. Научно-исследовательская функция в Киевском узле присуща 62,9% всех специалистов. Общий уровень квалификации общественно-географических кадров достаточно высокий (10% — доктора географических и смежных наук, работающих в области общественной географии).

    Главной особенностью подготовки специалистов в вузе является интенсивная дифференциация общественно-географического знания на ряд прикладных (конструктивных) направлений, обусловленных потребностями хозяйства, образования, культуры и управления жизнедеятельностью населения. Традиционную комплексную подготовку по общественной географии сохранили только кафедры Львовского и Симферопольского национальных университетов, где на их базе организованы новые специализации, во Львовском национальном университете имени Ивана Франко — по географии Украины, политической географии, страноведения и менеджмента туристской индустрии; в Симферопольском государственном университете имени В. И. Вернадского — с рекреационного хозяйства и туристско-экскурсионного дела, страноведения и менеджмента туризма. Такая организация структуры учебного процесса является оптимальной, так как сохраняет профессиональную основу — комплексное общественно-географическое знания.

    Конструктивный направление присущий кафедрам Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, имеющий специализации по управлению региональным развитием, размещение производительных сил, географии Украины, страноведения и туризма; Одесского национального университета имени И. И. Мечникова — по географическим основ экономики и управления региональным развитием, региональной экономики и размещения производительных сил; Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича — по комплексному природопользованию, геоинформатики, землеустройства и кадастра, географии Украины, географии и менеджмента туризма; Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина — по размещению производительных сил и международных экономических отношений; Волынского государственного университета имени Леси Украинский — управление развитием регионов, размещения производительных сил и региональной экономики, международных экономических отношений.

    Самую многочисленную группу вузов составляют национальные и государственные педагогические университеты, которые готовят учителей географии и ряда смежных дисциплин (биологии, экологии, химии, иностранного языка, практической психологии, истории, основ экономики и организации туристско-краеведческой работы). Такую подготовку осуществляют кафедры Киевского национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова, Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка, Винницкого педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, Днепропетровского национального университета, Нежинского педагогического университета имени Николая Гоголя, Луганского государственного педагогического университета, Сумского государственного университета, Полтавского государственного педагогического университета, Мелитопольского педагогического университета, Криворожского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко, Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины и Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета. В Херсонском государственном педагогическом университете, где есть кафедра экономической и социальной географии (три кандидата географических наук по специальности 11.00.02), учителей географии пока не готовят, несмотря на прежний опыт их подготовки для школ Херсонской и Николаевской областей. Сейчас здесь готовят учителей по экологии и охране окружающей среды.

    Шесть педагогических университетов специализируются на подготовке учителей по основам экономики, тогда как эта дисциплина в средней школе постепенно захватывает «жизненное пространство» экономической и социальной географии. Такой широкий «симбиоз» географии с другими дисциплинами очевидно обусловлен недостаточным количеством часов по географии в школе.

    Специалистов по страноведению готовят также в Киевском международном и Волынском государственном университетах, по географии и менеджмента внешнеэкономической деятельности — в Киевском национальном торгово-экономическом университете, по землеустройству и кадастру — кроме Черновцов, еще в Ужгородском национальном университете.

    По неполным данным в вузах Украины на выпускающих общественно-географических кафедрах на всех отделениях обучалось около 8000 студентов. Кроме того, общеобразовательные курсы «Размещение производительных сил» слушают более 15000 студентов экономических университетов и экономических факультетов университетов.