• Социально-классовые отношения в современном обществе

    Сложные, противоречивые процессы социального развития, социальной структурированности современного общества вносят много нового в многомерный социальное пространство. Для отечественных ученых особенно важное значение приобретают переосмысления и анализ процессов постсоветской социальной реальности, трансформируется, пере-структурирования отечественного социального пространства. Без осмысления этих процессов невозможна взвешенная социальная политика, которая должна отражать и творить, утверждать, укреплять конструктивные факторы нового социального структурирования и тормозить деструктивные.

    Как оформить паспорт Кипра

    Практическая социальная политика должна опираться на четкие теоретико-методологические основы процессов социального развития, в частности социально-классовые отношения. В этом аспекте следует учитывать, что советские обществоведы, анализируя процессы социального пространства, применяли преимущественно марксистскую теорию социально-классовых отношений, в советское время все больше заидеологизовувалися.

    Однако несмотря на то, с одной стороны, на определенную абсолютизацию советскими учеными марксистской традиции в подходе к социально-классовых основ развития общества, классовой идентичности, а с другой — на утверждения некоторых западных ученых о «конце класса», анализ процессов развития современного социального пространства свидетельствует о том, что классы существуют, а социально-классовые отношения являются реальностью социального бытия и существенно на него влияют. Практика свидетельствует не об исчезновении классов (речь может идти лишь об ослаблении роли и позиций в обществе традиционных классов и отношений между ними), а о качественных изменениях в системе социально-классовых отношений. В современном обществе уменьшается социальная значимость таких клас-соутворюючих признаков теории «ортодоксального марксизма», как отношение к средствам производства, собственности и тому подобное. Новые классовые измерения расширяют социальное поле класоутворюючих признаков и охватывают многомерную гамму, комбинацию социальных, духовных ресурсов человека и общества, культурно-деятельностного потенциала личности, что проявляется в процессе освоения им динамического социального пространства, пространства социальных неравенств и не сводится только к одному виду общественных ресурсов .

    Современное постиндустриальное, постэкономическое общество, основными ресурсами которого являются знания и информация, усиливают динамизм, подвижность, многомерность классовых изменений, а феномен класса, который не связан с постоянным членством человека, все время видоизменяется под влиянием многих факторов. Возможности личности, ее шансы в процессе социальной мобильности перейти к высшему классу (или к низшему) растут в основном под влиянием образовательного, культурного потенциала; они все больше отходят от одномерности к многомерности классовых комбинаций. Формируется класс носителей знания, который в перспективе будет перераспределять в свою пользу все больше большую часть общественного богатства. И наоборот, представители класса работников, занятых в массовых производствах, чувствовать на рынке труда растущую конкуренцию и преодолевать все больше

    трудностей на пути создания своего благосостояния. Образование, культура, наука (в частности, рационалистически ориентирован мировоззрение, творчество) превращаться в фактор современной социальной стратификации, социально-классовых отношений, формировать новую социальную структуру мира на пути его перехода от традиционного к современному (постиндустриального, постэкономического, информационного) общества.