• Роль украинского государства в обеспечении языкового образования зарубежного украинства часть 2

    16 июля 1990 Верховная Рада Украины провозгласила Декларацию о государственном суверенитете Украины, в VIII разделе которой, носящий название «Культурное развитие», говорится: "Украинская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей украинской, проживающих за пределами республики ".

    12 февраля 1991 своим постановлением Совет Министров Украинской ССР утвердила Государственную программу развития украинского языка и других национальных языков в Украинской ССР на период до 2000г. (С изменениями, внесенными 17 октября 1996 после принятия Верховной Радой Украины Конституции страны). Программа содержала специальный раздел «Содействие национально-культурному развитию Украинской, проживающих за пределами Украинской ССР». Этот раздел, в частности, предусматривал предоставление постоянной помощи в организации в местах поселения украинском в других союзных республиках общеобразовательных школ (классов) с украинским языком обучения, кружков для изучения украинского языка. Минобразования, Минвуза вместе с Академией наук УССР поручалось осуществлять подготовку и издание необходимыми тиражами учебников и аудиовизуальных пособий для изучения украинского языка Украинский, проживающих за пределами республики. Решение этих и других вопросов предполагалось на основе взаимности при заключении соглашений с другими союзными республиками. За 1991—1992 гг. Планировалось разработка и издание методики преподавания украинского языка как иностранного для изучения ее в зарубежном среде, осуществить запись курса украинского языка на аудио — и видеокассетах для использования в учебном процессе за пределами республики.


    https://www.youtube.com/channel/UCjrEovcy--penyUKiBhNwKA

    Планировалось оказывать практическую помощь Украинской, проживающих за пределами Украинской ССР, в изучении украинского языка, истории, культуры. С этой целью предлагалось наладить связи с украиноязычными учебными заведениями, студиями и курсами, практиковать командировки в них для работы на договорной основе преподавателей и ученых, взаимообмена учебных заведений студентами и учениками, создавать условия для повышения квалификации специалистов-украинистов из других союзных республик и из-за границы, проводить для иностранцев конкурсы знатоков украинского языка, истории и культуры.

    Для подготовки учителей украинского языка и литературы для нужд Украинский за пределами Украины планировалось ежегодно зачислять в вузы Украины на полное государственное содержание в 50 юношей и девушек украинского происхождения из других союзных республик и из-за границы. Руководству Минобразования Украины поручалось подготовить и в I квартале 1991 представить Совету Министров УССР предложения об учреждении государственных именных стипендий для студентов и аспирантов из числа лиц украинского происхождения, проживающих в зарубежных странах или других союзных республиках, желающих изучать украинский язык и литературу или заниматься исследовательской работой украиноведения .

    Вскоре после обретения государственной независимости постановлением Кабинета Министров Украины от 16 июня 1992 было утверждено Комплексные меры по всестороннему развитию и функционированию украинского языка. Необходимость разработки этих мер, по мнению их авторов, обусловлена как высоким значением культурно-культурных процессов в современном мире, где языковая политика регулируется государственными и законодательными актами (Франция, Бельгия, Россия и т. д.), так и тем историческим обстоятельством, что Украинский народ на протяжении веков не мог должным образом развивать национальный язык и пользоваться ею во всех сферах деятельности .

    После этого Правительство Украины 22 января 1996 своим постановлением утвердил Государственную программу «Украинская диаспора до 2000 года», которой предусматривалась определенная поддержка возрождения украинства на территории бывшего Советского Союза. По мнению ее авторов, последовательное воплощение программы в жизнь должно было ускорить создание единого национального информационного пространства, новых украинских учебных и культурных центров, способствовать налаживанию системы подготовки соответствующих кадров, обеспечению потребностей в украинской книге, периодике, учебниках, поскольку без активной государственной помощи невозможно было наладить работу постоянных представительств в местах компактного проживания украинском в других странах.