• Экономические и политические перемены в странах балтии в 1990-х, нач. 2000-х гг часть 4

    По мнению экспертов, сущность экономической политики Латвии заключается в том, чтобы максимально уменьшить экономическую зависимость от России и одновременно привязать себя к западным странам, прежде всего в ЕС, путем передачи им стратегических объектов собственности (энергетика, железные дороги, телекоммуникационные сети и т. п.) и переориентации своего экспорта.

    По результатам 1997, вывоз товаров из Латвии в страны ЕС составил 48,9% общего объема экспорта (в Россию экспортировалось 21%), импорт из стран Евросоюза достиг 53,2% (из России — 15,4%). Германия впервые опередила РФ как торгового партнера Латвии по импорту. Растут объемы иностранных инвестиций в экономику страны. В феврале 1998 они превысили 1 млрд долл. США.


    УкрЗалізниця

    Привлекает внимание опыт Латвии по интеграции в Евросоюз. Начало ее сотрудничества с ЕС приходится на 1992 — в мае был подписан договор о торгово-экономическом сотрудничестве, в том же месяце Латвия стала членом Международного валютного фонда, а через два года, в июле 1994-го, был подписан Договор о свободной торговле между Евросоюзом и Латвией.

    В октябре 1995г., Заручившись согласием всех политических партий, представленных в парламенте, Латвия официально подала просьбу о принятии ее в Европейский союз.

    Интеграционные процессы после этого ощутимо активизировались. По инициативе премьер-министра была создана Интеграционную совет, взявшая на себя организационные функции и занималась определением основных направлений деятельности. Практическую координацию интеграционных мероприятий осуществляло специально созданное Бюро европейской интеграции, которое подчинялось непосредственно премьер-министру.

    Определенная консультативная помощь правительству Латвии в виде рекомендаций и предложений оказывалась так называемой Белой книге (White paper). С учетом ее конкретных вопросов к каждой страны-кандидата правительство Латвии приложил немало усилий, чтобы приблизить законодательство своей страны к европейскому, он также принял Программу интеграции в ЕС, в которой, кроме всего прочего, дает подробный перечень задач, связанных с ускорением интеграционного процесса .

    В 1997 Латвия не попала в состав первой группы из 10 стран Центральной и Восточной Европы — претендентов на вступление в ЕС. И учитывая замечания Европейской комиссии, правительство страны разработало 51 краткосрочная задача, выполнение которых даст все основания Латвии претендовать на членство в ЕС в ближайшей перспективе.

    Несмотря на определенные трудности на пути европейской интеграции, Латвия первой из стран Балтии 14 октября 1998 вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) (статус наблюдателя ГАТТ — ВТО она имела с сентября 1992).

    Но, пожалуй, самыми сложными для Латвии оказались вопросы социальной сферы. Имея, по разным данным, от 43% до 48% некоренного населения на 3 млн граждан страны, правительство долго колебался в вопросе предоставления «иммигрантам советского периода» прав гражданства — виделась в этом потенциальная угроза потери национальной самобытности и даже суверенитета. Такая позиция Литвы вызвала негативную реакцию России, которая начала кампанию защиты прав «соотечественников» за рубежом. Москва неоднократно заявляла о том, что она рассматривает свои связи с новыми независимыми государствами Балтии прежде сквозь призму их отношения к русскоязычному населению. Начиная. С 1994 г. российско-балтийские отношения развивались под влиянием этой проблемы и были периоды достаточно жесткого политического и экономического давления прежде всего на Эстонию и Литву с целью принудить их к принятию более мягкого иммиграционного законодательства.

    Значительная сырьевая и энергетическая зависимость Латвии от поставок из России (топлива и цветных металлов — 90%, сырья для химической промышленности — 80%, электроэнергии — 50% от общих потребностей) позволяет российскому правительству осуществлять эффективную политику экономического давления. Бывший министр экономики Латвии А. Сауспитис оценил последствия потерь экономики от российских экономических санкций, направленных на то, чтобы заставить правительство Латвии изменить иммиграционные законы, в 300 млн долл. США, или 60% госбюджета страны на 1998 .

    Учитывая негативные последствия развития такой ситуации, а также соответствующие замечания Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств М. Ван дер Стула, Латвийский сейм с третьей попытки принял поправки к Закону о гражданстве, которыми снял ограничения (так называемые окна натурализации) на получение гражданства, а также отменил ряд ограничений на использование русского языка и получения образования с использованием русского языка. Трансформационные преобразования в странах Балтии привели к положительным последствиям, особенно при условии удачного использования возможностей субрегиональной интеграции и транзитного потенциала трех прибалтийских стран.

    С самого начала независимости Литва, Латвия и Эстония начали экономические, политические и социальные реформы под лозунгом развития «общего Балтийского дома» и «Балтийского пути». Общие границы, историческое прошлое, культурное и цивилизационное идентичность подтолкнули страны Балтии к созданию Балтийской субрегиональной системы, которая существует благодаря единству подходов в решении главных проблем.

    В мае 1992 Латвия, Литва и Эстония договорились о создании Свободной торговой зоны в Балтии, ввели безвизовый режим между своими странами, образовали таможенный союз, начали работу межгосударственных органов управления — Балтийской Совета министров и Балтийской ассамблеи. Теперь президенты трех балтийских республик традиционно встречаются для обсуждения общих проблем. Они также являются членами Совета государств Балтики.