• Язловец — город ренессанса часть 5

    Язловецкого армяне построили для города колодец с армянской надписью. Перевод текста свидетельствует, что построили колодец господин Акоп и его брат Степан в 1611 году, орнаменты выполнил мастер по камню Абрам24. Исследователь армянской культуры А. Халпахчян отметил, что "объемная стела с армянской колодца известна с давних времен на территории Армении. Подобными были урартские стелы IX-VII вв. До нашей эры, а также армянские хачкары IX-X вв. В Мец Мазра и Таллине. Однако по художественному содержанию стела Язловца (размер 83×121 см) значительно отличается от армянских хачкаров, доминирующим элементом благоустройство которых крест, здесь его нет "25.

    Установите на свой смартфон — игры на андроид.

    Теперь можно только представлять, какими изысканными были мосты и дороги, мельницы и плотины. Недаром исследователь Я. Федер обратил внимание на "оригинально мощеную армянскую вулицю26 и поощрял читателя к ее обследованию. Кроме обычных улиц, поражали красочностью маленькие переулки с каменными лестницами, в частности их конструкции.

    Национальные культуры существенно влияли на становление архитектурного образа города. Так, русинский община в Язловце оставила интереснейшие сакральные сооружения. В большинстве литературных источников русским сакральным объектам посвящали лишь скромные упоминания. Так упомянуто, что в 1672 году были в Язловце армянский монастырь и церковь, костел польский доминиканский, приходской польский костел, церковь русская городская, вторая церковь городская, три пригородные церкви27. В актах Язловецкого упоминается господин Николай церкви св. Ильи Пророка28. В актах Язловецкого 1724 упомянуто церковь св. Николая при улице Вирменський29. Косвенно упомянуто пригородных церковь Успения в Броварах30.

    К сожалению, подробного архитектурного описания Язловецкого церквей не обнаружено. В конце XVIII — начале XIX веков Язловецкого церкви продаются и разбираются. В 1803 году церковь Николая каменная (бедная) стояла у почвы Мартинковського31. Церковь Рождества Богородицы находится на древнем месте и рядом с ней плебания в 1803 году выставлена на продаж32. Церковь пророка Ильи в 1803 году уже продана — сохранилось место, где раньше стоял храм, и кладбище рядом с ним, уничтожен и запущений33. Пригородная филияльна церковь Успения стояла в Броварах, деревянная, крытая гонтом, выставлена на каменном фундаменте, присоединена к церкви св. Миколи34. Церковь Св. Арх. Михаила в предместье — деревянная, крытая гонтом, присоединена к церкви св. Николая; приходской дом — заброшенный, почву подаренный жителям миста35. Ликвидация русских церквей, начатая в конце XVIII века, вызвала разработку сметной документации на реставрацию и приспособление бывшего костела оо. Доминикан под греко-католический храм.

    Местоположения церквей удалось определить с помощью карты фон Миґа. В старейшей части центра города Язловца по оси рынке, стояла церковь пророка Ильи, немного ниже церковь св. Николая. Пригородные церкви стояли при главных дорогах.