• Цели и компетенции как составляющие европейского управления часть 4

    К оперативным целям можно отнести такие, согласно которым Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ и единый рынок со свободной и неискаженной конкуренции (ч. 2 ст. I-3 Договора о КЕ); работает ради стабильного развития Европы, на почве сбалансированного экономического роста, конкурентоспособной социальной рыночной экономики, направленной на полную занятость и социальный прогресс, с высоким уровнем защиты и все лучшим состоянием окружающей среды. Союз способствует научному и техническому прогрессу (п. 1 ч. 3 ст. I-3 Договора о КЕ); в отношениях с остальным миром Союз поддерживает и распространяет свои ценности и интересы. Он поддерживает мир, безопасность и стабильное развитие планеты, солидарность и взаимное уважение народов, свободную справедливую торговлю, искоренения нищеты и защите прав человека, в частности прав ребенка, а также строгое соблюдение и развитие международного права, в частности уважение принципов Устава ООН (ч. 4 ст . И-3 Договора о КЕ) .


    http://xn--80adimjbadnusqh4m.xn--p1ai/

    К тактическим целям можно отнести такие цели, согласно которым Союз борется против социального изъятия и дискриминации, поддерживает социальную справедливость и защиту, равенство мужчин и женщин, солидарность поколений, защиту прав ребенка; поддерживает экономическое, социальное и территориальное сплочение и солидарность государств-членов; чтит свое богатое культурное и языковое разнообразие и обеспечивает защиту и дальше обогащения культурного наследия Европы. Для достижения указанных целей Союз привлекает надлежащие средства в зависимости от объема компетенций, которые предоставляет Конституция.

    ИИ. Рассматривая полномочия Европейского Сообщества (далее — ЕСПВ) и полномочия Европейского Союза (далее — ЕС), необходимо обратить внимание прежде всего на то перечень задач, который предоставляет ЕСПВ и ЕС характер квази-государства и охватывает соответствующие сферы их деятельности. Учитывая многочисленность, сложность и важность этих задач встает вопрос: кто, как и в какой форме занимается их реализацией, то есть как функционирует европейское управления?

    Чтобы найти ответы на эти вопросы, следует сначала выяснить, как выглядит распределение полномочий между европейским и национальным (или субрегиональным) уровнями учитывая этот перечень задач? Анализ Договора о ЕСПВ показывает, что в нем отсутствуют общие положения исключительных полномочий Сообщества и его конкурирующих полномочий, распределяются между ним и странами-членами ЕС. Такая несовершенство в правовом регулировании внутрисоюзных отношений, вызывала к постоянным практических вопросов типа «какие полномочия — исключительные конкурентные или параллельные — должны осуществляться Сообществом в каждом отдельном случае», также предопределяла немало правовых противоречий. В некоторых случаях эти споры удавалось улаживать только после принятия соответствующего решения судом ЕС.

    Таким образом, отсутствие четкого разграничения полномочий между ЕСПВ, ЕС и государствами-членами показывает, что Европейский Союз существенно отличается от традиционных федеративных систем, в которых существует четкое разграничение компетенций между уровнями федерации и ее субъектов.

    Однако европейские ученые, анализируя положение учредительных договоров, выделяют в них несколько видов (или групп) полномочий: эксклюзивные (исключительные) полномочия Сообщества, которые распространяются на те сферы деятельности, где правовые акты могут приниматься только Сообществом; конкурентные полномочия Сообщества, которые являются типичным видом компетенций в рамках Европейского Сообщества и встречаются, например, в положениях о совместной сельскохозяйственной политике или правовой гармонизации и подлежат действия принципа субсидиарности; параллельные полномочия, которые распространяются на такие сферы деятельности, где правовые акты могут приниматься и Европейским Сообществом и странами-членами. Отраслями действия параллельных полномочий является в частности антимонопольное право, политика в области научных исследований и технологий, или региональная политика. Правовое регулирование определенного вопроса, который входит в сферу параллельных полномочий, проверяется на его соответствие как национальному законодательству, так и правую ЕС. В случае возникновения споров отдается соответствующей норме права ЕС .

    Компетенциям Европейского Союза посвящен целый раздел (iii) Договора о КЕ, что свидетельствует об их чрезвычайной важности, которой придают его авторы этом конституционно-правовому институту. Из теории государства и права известно, что компетенция является непременным признаком и важнейшим элементом правового статуса определенного органа, организации и т. п., в том числе международной, государственной или межгосударственной, какова Евросоюз. В юридической литературе еще советских времен к пониманию компетенции существовало несколько подходов: одни авторы считали, что эти права и обязанности, другие — что это единство предметов ведения, прав и обязанностей, некоторые добавляют к этим «составляющих» компетенции еще и уставное назначения . В любом случае компетенция является категорией сложной, комплексной и как научное понятие может использоваться в двух значениях: в социально-политической и юридической.

    В социально-политическом смысле компетенцию Европейского Союза можно понимать как некий объем осуществления европейского управления в рамках Конституции, европейских законов и собственной финансово-экономической базы. Поскольку отношения, существующие в ЕС и тесно связанные с компетенцией, урегулированы правом, есть основания говорить о ней в юридическом смысле.

    Именно в этих двух значениях и будут проанализированы соответствующие положения Договора о КЕ, который достаточно подробно регулирует компетенционные отношения в ЕС. В разд. ИИИ ч. И Договора о КЕ отдельные статьи посвящены исключительной компетенции; совместной компетенции Союза и государств-членов; компетенции в сфере экономической политики и политик занятости; компетенции в сфере внешней политики и безопасности политики; компетенции в сфере поддерживающих, координирующих или дополняющих мероприятий. То есть названия статей будто обусловливают соответствующую классификацию компетенций Союза исключительной, общий и т. д.