• Цели и компетенции как составляющие европейского управления

    После своего беспрецедентного расширения в 2004г. До 25 государств-членов Европейский Союз продолжает процесс трансформации или, по словам Председателя Европейской Комиссии, «начала периода европейского восстановления». Обращаясь 26 января 2005 в Европейский парламент, он представил свое видение стратегических задач Европейского Союза на период до 2010 г... Главной цель этих задач заключается в обеспечении процветания, солидарности и безопасности всех европейцев. Впервые Европейская Комиссия предлагает совместную программу стратегических целей в партнерстве с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза. Комиссия считает, что важно, чтобы европейские институты имели общие приоритеты и с самого начала сотрудничали в направлении выполнения основных задач Союза .

    Содержание обращения содержит, таким образом, несколько ключевых тезисов, касающихся и целей и задач Евросоюза, и обеспечение процветания, солидарности и безопасности всех европейцев и совместной программы действий «институционального треугольника» ЕС, который, как известно, является основой и «двигателем» европейского управления.


    обмен электронных валют

    Вопросам целей — стратегических, главных, вспомогательных и т. д. создатели Европейского Союза всегда придавали особого внимания. Об этом свидетельствуют цели, закрепленные в учредительных договорах сначала Европейских Сообществ, а затем и Европейского Союза. Поэтому их изучение является важной предпосылкой понимания сложных и длительных евроинтеграционных процессов и связанных с ними более конкретных явлений, в частности становления и развития европейского управления.

    Не менее важное значение придают европейские политики и законодатели таком конституционно-правовому институту, как полномочия или компетенции, с помощью которых после консенсусного распределения по соответствующей процедуре определяются и закрепляются на национальном и на наднациональном уровнях сферы применения тех или иных прав и обязанностей государств членов и Союза, их институтов, правовые механизмы реализации применительно к конкретным политик и тому подобное. Многочисленные компетенции (полномочия) Европейского Союза по различным вопросам экономической, социальной, внутри — и зовнишньобезпековои и других сфер составляют как в предыдущих учредительных договорах, так и в Договоре о введении Конституции для Европы (далее — Договор о КЕ) определенные виды (или группы, категории), разделение на которые облегчает их восприятие и практическое применение.

    Однако, еще недостаточно научных разработок по этим категориям как конституционно-правовых институтов, а тем более в их сочетании между собой как составляющих европейского управления. Их недостаточность объясняется не только тем, что они быстро «стареют» по сравнению с постоянным и динамичным обновлением законодательства ЕС, вносит существенные изменения и дополнения в их содержание, но еще и тем, что само понятие «европейское управление» только вводится в научно практический потребление Договором о КЕ. Поэтому актуальность и своевременность исследования целей и компетенций Европейскому Союзу вполне очевидными.

    Цели и компетенции Европейского Союза выступают эффективными инструментами осуществления евроинтеграционной политики, а в сочетании между собой — своеобразным «действующим тандемом», в котором для достижения целей используются как средства полномочия или компетенции с применением принципа субсидиарности и пропорциональности. Изучение целей и компетенций в их взаимосвязи и взаимодействия на основе принципа субсидиарности и пропорциональности является важным как для понимания сути европейского управления, так и выявление особенностей его функционирования. Учитывая это целью данной статьи является исследовать цели и компетенции Европейского Союза, которые являются составляющими европейского управления.

    И. В положениях учредительных договоров сначала Европейских Сообществ, а затем и Европейского Союза нашли свое воплощение основные факторы, оказывающие поступательного движения как процессу европейской интеграции с конца Второй мировой войны в целом, так и процессу становления и развития европейского управления в частности. Одним из таких ключевых факторов или главной движущей силой было убеждение, что только объединение Европы может остановить постоянные войны на европейском континенте. Закрепляя идею мира в учредительных договорах, европейские законодатели поставили ее на первом месте при формулировке важнейших целей: сохранение и укрепление мира; экономическое объединение в интересах всех граждан ЕС путем создания общего рынка; стремление к политическому единству; укрепление и содействие социальной сплоченности в пределах Союза .

    Такое же судьбоносное значение мира предоставляется и нынешними европейскими создателями, которые в последнем акте конституционного характера Договоре о КЕ (часть 1 статьи I-3) также поставили на первом месте цель Союза, наряду с другими не менее важными целями: поддерживать мир, свои ценности и благосостояние своих народов .