• Экономические и политические перемены в странах балтии в 1990-х, нач 2000-х гг

    После того, как распалась Организация Варшавского договора, а затем прекратил свое существование и сам создатель ее — Советский Союз, ощутимо усилился определяющий характер многополюсности мира. Новые независимые государства, возникшие на территории бывшего СССР, а также постсоциалистические страны Европы сразу же предпочли политической многовекторности в своих международных отношениях.

    Уход в прошлое биполярного противостояния, так же как и потеря Россией многих весомых атрибутов сверхдержавы, уменьшение ее экономических и политических возможностей диктовать свою волю когда зависимым странам не могли не сказаться на реалиях существующего миропорядка.
    автоюрист

    Однако это вовсе не означает, что такая страна как США должен выполнять роль единственного мирового центра силы, а биполярное противостояние — превратить в некий аморфный многополюсный мир. Потому, наконец, что такое многополюсность? На практике это означает, что существуют и другие государства, способные брать на себя решение региональных и глобальных вопросов. Они имеют для этого необходимые экономические, политические и военные возможности, должны, кроме всего, собственные, скажем так, амбиции, чтобы свои национальные интересы в случае необходимости не согласовывать с интересами других полюсов силы. Следовательно, они вполне соответствуют характеристикам и статусу самостоятельного полюса силы, где определяющим фактором и главной составляющей остается его военная (прежде ракетно-ядерная) мощь. По этому показателю Россия была и на время оставаться мировым полюсом силы. Что же касается других стран мира, то их превращение в полюса силы существует как потенциальная тенденция, которая может быть реализована при определенных обстоятельствах при сохранении в неизменном виде тех направлений развития, которые проявили себя в конце ХХ в.

    В более-менее оформленном виде как центры силы в настоящее время можно считать: США, вокруг которых, вопреки всем существующим проблемам и противоречиям, концентрируются страны Американского континента, Европы, Азии, Африки; разнообразный исламский мир; Китай, превращающийся в региональный центр силы; пестрая Россия сохраняет важные атрибуты глобального центра силы. Учитывая это, многовекторность внешней политики имеет только в том случае, если можно четко определить: с каким результативным вектором связан тот или иной промежуточный вектор, или какое направление международных отношений из тактических соображений выбирает для себя государство на определенный период достижения стратегических целей.

    Попытки же любой из государств получить преимущество за счет балансирования между двумя (или более) диаметрально-противоположными векторами неизбежно приведет к негативным последствиям — то ли в виде увеличения напряжения в отношениях или в взаимного положительных последствий, наработанных в условиях противоположно направленных векторов внешней политики. Многовекторность имеет смысл только в контексте развития равноправных, взаимовыгодных отношений со всеми странами мира. В геополитическом смысле многовекторность — это не что иное, как неопределенность национальных интересов, внутренних и внешних приоритетов государства, или неудачная попытка скрыть истинные внешнеполитические цели.

    Развитие взаимоотношений Украины со странами Балтии соответствует принципам основных составляющих западного вектора, так же как, скажем, белорусский, армянский или казахский векторы действуют в направлении Евразии, а точнее России.

    Идея создания Балто-Черноморской дуги возникла накануне распада СССР и была основана балтийским Саюдисом и украинским Движением как некий инструмент борьбы с российским экспансионизмом за государственную независимость Украины и стран Балтии. Но в дальнейшем реальные процессы в этих странах снизили актуальность и несколько изменили акценты самой идеи, выдвинув на первый план не политические, а экономические и интеграционные проблемы.

    Для украинской политики формирования и укрепления Балтийского вектора тесно связано с решением проблем субрегиональной и европейской интеграции в условиях, которые имеют много общих черт, а именно:

    — Страны Балтии занимают особое место среди новых независимых государств. Они проводят независимую политику и выступают против восстановления в любом виде бывшего Советского Союза. Такую же позицию занимает и Украина;

    — Литва, Латвия и Эстония, так же как и Украина, определенный период существовали в исторических рамках Российской, а затем Советской империй. После распада СССР они вынуждены были решать комплекс сложных экономических, политических и социальных вопросов с неизбежным учетом политики своего исторического соседа — Российской Федерации;

    — Они с Россией общие границы; на их территориях проживает значительное количество русскоязычного населения;

    — Экономика стран Балтии была в значительной мере ориентирована на Россию, а потому энергетическая и сырьевая зависимость от РФ заставляла правительства этих, теперь уже независимых, государств искать пути выхода из этой ситуации;

    — Решались вопросы вывода российских войск за пределы их национальных территорий и создания собственных вооруженных сил.